Предполагается, что приказ вступит в силу с годовой отчетности за 2011 год, но организациям будет предоставлено право применять его для бухгалтерской отчетности за 2010 год. Минфин на своем официальном сайте minfin.ru представил проект приказа о внесении изменений в бланки форм бухгалтерской отчетности организаций. Предполагается, что приказ вступит в силу с годовой отчетности за 2011 год, но организациям будет предоставлено право применять его для бухгалтерской отчетности за 2010 год.
С настоящим проектом полезно будет ознакомиться аудиторам, бухгалтерам и другим заинтересованным лицам с целью внесения предложений по доработке указанных форм. На основании этих данных Минфин и вынесет окончательное решение о необходимости реформирования бланков форм бухгалтерской отчетности.
Согласно предлагаемому проекту приказа будут утверждены новые бланки форм бухгалтерской отчетности:
- форма №1 – бухгалтерский баланс;
- форма №2 – отчет о прибылях и убытках;
- форма №3 – отчет об изменениях капитала;
- форма №4 – отчет о движении денежных средств.
Пояснения к форме №1 “Бухгалтерский баланс” и форме №2 “Отчет о прибылях и убытках”, которые в настоящее время расшифровываются соответствующими справками, по новому проекту будут оформляться в табличной или текстовой форме по установленным образцам.
Что касается самих форм бухгалтерской отчетности, то организации, как и прежде, могут самостоятельно разрабатывать их содержание, используя как основание формы, утверждаемые данным приказом. Обновленные статистические коды статей бухгалтерской отчетности приводятся в приложении к проекту приказа.
Форма №6 “Отчет о целевом использовании полученных средств” включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Прочие организации могут применять указанную форму при оформлении соответствующих пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Что касается состава и объемов представляемой бухгалтерской отчетности, то ранее, согласно Приказу Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н, действовали следующие правила:
- субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могли представлять отчетность по группам статей форм №1 (бухгалтерский баланс) и №2 (отчет о прибылях и убытках) без расшифровки по отдельным показателям, а также имели право не представлять формы №№3-5 (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу), а также пояснительную записку;
- субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имели право не представлять в формы №№3-5 при отсутствии соответствующих данных;
- некоммерческие организации также могли не формировать бухгалтерский баланс, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу (формы №№3-5) при отсутствии соответствующих данных, однако им было рекомендовано включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6);
- общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), не предоставляли формы №№3-5 и пояснительную записку.
По новым правилам субъекты малого предпринимательства также могут предоставлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе:
- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации по статьям);
- в состав пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках не включаются отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств (формы №№3-4);
- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводятся в случае, когда без знания соответствующей информации заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В проекте нового приказа также признаются утратившими силу:
- Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”;
- Приказ Минфина РФ от 31.12.2004 г. №135н “О внесении изменений в Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности”;
- пп. 7, 8 и 9 приказа Минфина РФ от 18.09. 2006 г. №115н “О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету”.
В целом по основным формам бухгалтерской отчетности можно сказать, что она стала более сжатой, менее подробной. Для мелких организаций это удобно, т.к. позволяет им вести учет в сокращенном объеме, использовать меньше хозяйственных операций, применять объединенные синтетические счета, что в целом упрощает учет. Плюсом является и то, что малым предприятиям можно использовать упрощенную систему формирования бухгалтерской отчетности. Что касается средних и крупных предприятий, подобные сокращения в разделах бухгалтерского баланса не могут обеспечить цельного представления об имущественном положении предприятия, то есть реализовать назначение баланса как формы бухгалтерской отчетности.
В любом случае, следует ждать официальных разъяснений и решений Министерства финансов РФ относительно применения новых форм бухгалтерской отчетности, предлагаемых данным проектом.
По данным сайта Справочник бухгалтера – sprbuh.systecs.ru
|